Рубрики
Uncategorized

Глеб Архангельский, Тайм-драйв

Очень неплохая книга о тайм-менеджменте. Обязательна к прочтению для современного человека.

Рубрики
Uncategorized

Густав Фрепон Искусство писать фигуры акварелью

Эта непримечательная брошюра была написана в 19 веке. Она не научит вас рисовать, но вреда от прочтения не будет 🙂

Рубрики
Uncategorized

С. И. Поварнин как читать книги

Иногда непонятые части можно пропустить и вернуться к ним позже.

Доказательство — это тезис, аргументы в его пользу и связь между ними.

Не пренебрегай рисунками и чертежами. Они тоже прорабатываются.

Прочитав главу — соотнеси её с прошлыми главами. Это противоположный принцип — от частного к общему.

Итоги проработки книги: сформулировать главную мысль, восстановить в памяти её схему содержания, иметь конспект книги.

Полезно читать книги противоположного содержания.

Полезно параллельно читать ДВЕ книги по одному вопросу.

Полезно читать коллективно, с обсуждением.

Полезно перечитать книгу позднее. Видеть новое при перечитывание — признак роста.

Вспомогательные средства чтения:

— подчеркивание и отчёркивание. Это чтение с карандашом. В своей книге, конечно 🙂

— выписки. Делать карточки, писать автора и название книги, тему выписки. Можно завести тетрадь для книги. Раньше этим увлекались. Так же можно выписывать и свои мысли.

— конспект. Это связное изложение всего существенного из данной книги. Сама работа над конспектом иногда важнее результата. Свободный конспект — тот, что не совпадает с книгой в порядке изложения материала. При чтении главы полезно делать предварительный набросок конспекта (потом пишем начисто и подробнее).

— журнал чтения. Иногда это просто тетрадь с выписками. Но, вообщем это дневник читателя. Ведётся дневник: что читал, что прочёл, выписки, мысли, резюме и тд.

— указатель по вопросу. Интересна тема? Вноси в указатель, что и где по этой теме тебе встретилось. Постепенно тут будет настоящий библиографический указатель.

Рубрики
Uncategorized

Ребельский И.В. Азбука умственного труда

Азбука умственного труда

Заметки

Товарищи! Вы пришли к учёбе от станка и плуга. В этом большой плюс — вам легко будет связать книгу с трудом, науку с жизнью; но в этом же кроется и некоторый минус — работа у станка и плуга не дала вам навыков умственного труда.

Надо запомнить раз и навсегда, что мы к умственному труду пришли от станка и плуга, что мы к нему наследственно не подготавливались, как это делала столетиями буржуазная молодежь, тем бдительнее мы должны охранять свой мозг от переутомления, тем тверже выполнять требования гигиены умственного труда.

Агитировать — преподносить небольшое количество мыслей большой группе людей. Пропагандировать — преподносить сравнительно большое количество мыслей малой группе людей.

Лекция 01: Организация умственного труда

Нужен план.

Знать норму выработки.

Учитывать время хронокарточками. Работа над ошибками.

Нужно постоянное, недельное и дневное рабочее расписание.

Просторный стол. Учесть высоту стола и стула. Распределить работу (от трудного к лёгкому в моем случае).

Четыре этапа заучивания: общий обзор, пассивное заучивание, самоконтроль, повтор и синтез.

Лекция 02: Гигиена умственного труда 

Смена работы и отдыха. Сон ночью и после обеда(1час).

Четкий темп работы, без ускорений и замедлений. В день — 2-4 предмета.

Питание — овощи и белок. t18-19C.

Лекция 03: Память — как ею пользоваться.

Для глаз: свет слева, подсветка рабочей зоны, кругом полутьма. Не читай лёжа, в транспорте.

Другие органы чувств: нюх, слух не должны страдать.

Интерес к материалу в 10 раз снижает его сложность запоминания.

Зрительный, слуховой, моторный, смешанный типы памяти — знай свой!

Лекция 04: Как работать с книгой

Книга требует полной проработки и логического усвоения

Лекция 05: Десять правил чтения

Читать на основе уже имеющихся знаний. Книга закрепляет и углубляет предыдущую книгу.

Читать серьезно и систематически. Норма выработки, план на день, неделю, месяц. Не бери много предметов разом.

Читать медленно и вдумчиво. Наводить справки, делать выписки, конспекты, обсуждать прочитанное. Окружить книгу «подсобными» книгами.

Делить читаемое на важное и неважное. Не читай вторичные книги полностью, сосредоточься на главной книге.

Развить произвольное внимание. Хотеть читать неинтересное — нужна сила воли.

Привлекать к чтению свои внешние чувства.

Читай с карандашом в руках. Моторика рук помогает чтению. Так мы выделяем нужное. Мы добавляем в книгу свои мысли.

Проверяй прочитанное в жизни. После теории — практика.

Читай коллективно. «Кто учит, тот сам учится».

Лекция 06: Читай с карандашом в руках.

Подчеркивать и отчеркивать важное в самой книге.

Выписывать важное в отдельный блокнот.

Иметь свою библиотечку из 10-15 настольных книг.

Анкетка книги: автор, название, издательство, кол-во страниц, редакция, предисловие, краткое содержание, новые мысли (наведённые книгой), мой отрицающий/подтверждающий книгу опыт, похожие книги, занимательные места в книге, что дала мне книга.

Лекция 07: Выписки из книги, как их делать и как ими пользоваться.

Зачем выписывать цитаты? Выделить мысль автора, выделить опорные пункты, сослаться на авторитет, показ образности автора.

Как делать выписки:

Делать их лишь при повторном чтении. Первое чтение — звездочки на полях.

Делать выписки редко и кратко (это не конспект).

Не вырывай фразу из контекста.

Каждая выписка — на отдельной карточке, на одной стороне.

Пиши на карточке, где использовать выписку.

Храни выписки в конвертах, по темам. Небольшое Коля-во тем.

Лекция 08: План, тезисы и конспект прочитанного

Конспект — краткое изложение книги на бумаге.

Конспект — это план прочитанного, его тезисы и факты.

План — это заголовки и «ярлычки». Тезисы — это кратко записанные мысли автора.

Лекция 09: Как пользоваться заданиями и как вести себя на семинаре или учебной конференции.

Прежде чем прорабатывать лит-ру, прочитай задание пару раз. Ты точно всё понял?

Пролистай всю лит-ру и отметь то, что касается задания.

Прочти всю лит-ру один раз и отметь места с ответами на задание.

Подбери ответы на все вопросы задания из отобранного тобой материала.

Ответь устно на вопросы. Не получилось — проработай слабые места.

Законспектируй материал (см лекцию 08).

Выступи с докладом (не читай, а рассказывай).

Выслушай другие доклады по этой же теме, с своим конспектом в руках. Дополняй и правь его.

Остались вопросы — спроси руководителя.

Не повторил старый конспект — не начинай новую тему.

Лекция 10: Как слушать

Аккуратно подобрать предмет слушания (входящий фильтр 🙂 ).

Подготовка к слушанию: проработка материала, чтение тезисов грядущего доклада.

Предварительное собеседование с коллегами и (по возможности) с докладчиком.

Слушать с максимальным вниманием, без «лакун».

Отдыхать , пока докладчик выдаёт справочную информацию (цифры и тд).

Думай по существу темы доклада. Эта работа мозга полезна.

Записать: мысли докладчика, свои мысли, вопросы докладчику, ссылки докладчика, строение и приёмы доклада.

Больше слушай — это тренирует.

Не спорь с докладчиком.

Лекция 11: Как готовиться к докладу

Кому, когда,где,зачем, какого характера доклад?

Мобилизуй материалы для доклада:

Вынь из голови и запиши всё на бумаге, составь набросок доклада, накопи общий материал, накопи исчерпывающий материал (это сложно!), отбери самое важное и нужное для доклада, сформируй резерв (чтобы не ударить в грязь перед любой аудиторией).

Составь план, тезисы и конспект доклада: вступление, главная часть, заключение. Тезисы — это наполнение доклада. Конспект: план, тезисы, фактология.

Лекция 12: Как выступать с докладом

Основные предпосылки:

Сперва содержание, потом форма. Только проработанный материал. Четко понимать цель доклада.

Методы и формы:

За 10-15мин глянь на аудиторию, кто и как тебя будет слушать? Овладей вниманием аудитории в начале, успокаивай взглядом (30-40сек) каждый участок отдельно. Иногда делай освежающие отступления. Следи за аудиторией.

Начни с знакомого и понятного, потом иди в Терра инкогнита. Концентрическая подача — хорошая идея. Иногда надо самому усомниться, просить помочь. Слишком много фактология — плохо. Не нужно изощренно ораторствовать. Аккуратнее с шутками.

Продумать конец и начало доклада заранее.

Техника произнесения речи

Кафедра — костыль. Говори ясно и четко, без клика, без слабости. Нужно играть лицом, но не гротескно, это не театр. Жесты важны, но с ними легко переборщить.

К лекции 01:

Сколько часов в день я теряю? На что?

К лекции 02:

Какие виды отдыха у меня есть? Какие из них полезны?

К лекции 04:

Сделай свой словарик к каждой главе штудируемой книги.

Смотри оглавление перед прочтением.

К лекции 06:

Анкеты к паре книг. Сделать таблицу знаков подчеркивания и отчёркивания.

К лекции 07:

Установи темы сбора выписок в этом году.

Своя система хранения карточек.

Рубрики
Uncategorized

Hello world!

Welcome to WordPress. This is your first post. Edit or delete it, then start writing!